Функциональные обязанности классного руководителя

М униципальное бюджетное общ еобразовательное учреждение
«Новорогачинская средняя школа»
РАССМ ОТРЕНО
протокол заседания
педагогического совета

№

/

от 2

£ . - 0 & . 2- q JS?

СОГЛАСОВАНО
Председатель
Управляющего Совета

JI.A. Кайсарова

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
( должностная инструкция)
1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основе ФЗ «Об образовании в Российской
Ф едерации» № 273 от 21.12.2012 года; приказов М инистерства образования и науки
Российской Федерации: «Об утверждении методических рекомендаций об
осущ ествлении функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общ еобразовательных учреждений» № 21 от 03.02.2006 г., «Об
утверждении Ф ГОС НОО» №373 от 06.10.2009 г., «Об утверждении ФГОС ООО»
№ 1897 от 17.12.2010 года, «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дош кольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) № 544н
от 18.11.2013 года; распоряжения Правительства Российской Федерации«Об
утверж дении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года» от 29.05.2015; письма «Об организации внеурочной деятельности»
№ 03-296 от 12 .05.2011 года.
1.2. Ф ункции классного руководителя возлагаются на педагогического работника
учреждения приказом руководителя учреждения.
1.3. Во время отсутствия классного руководителя (отпуска, болезни) его обязанности
исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает
соответствующ ие права и несет ответственность за неисполнение или
ненадлежащ ие исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с
замещ ением.
1.4. Свою деятельность классный руководитель осущ ествляет в тесном контакте с
администрацией ш колы, органами ш кольного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и
общ еш кольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом,
педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.
1.5. Отчет о работе классного руководителя может быть заслуш ан на
административном совещании при директоре, заседании педагогического или
методического совета, заседании МО классных руководителей.
1.6. Классный руководитель должен знать:
1.6.1. Закон Российской Ф едерации «Об образовании в Российской Федерации» и
иные законы и нормативные правовые акты.
1.6.2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.6.3. Кодекс педагогической этики.

1.6.4. П роф ессиональны й стандарт педагога.
1.6.5. П риоритетны е направления развития образовательной системы Российской
Ф едерации, требования Ф ГО С нового поколения и реком ендации по их
реализации в общ еобразовательном учреж дении.
1.6.6. О сновы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
психологию отнош ений, индивидуальны е и возрастны е особенности детей и
подростков, возрастную ф изиологию , ш кольную гигиену.
1.6.7. Теорию и м етодику воспитательной работы, организации свободного
времени обучаю щ ихся;
общ ие подходы к организации внеурочной
деятельности, технологии диагностики причин конф ликтны х ситуаций, их
проф илактики и разреш ения.
1.6.8. М етоды и ф орм ы м ониторинга деятельности обучаю щ ихся.
1.6.9. М етоды установления контактов с обучаю щ им ися разного возраста и их
родителям и (лицам и, их зам еняю щ им и), коллегам и по работе, убеж дения,
аргум ентации своей позиции.
1.6.10. А дм инистративное, трудовое законодательство, правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреж дения; правила по охране труда
и пож арной безопасности.
1.7. К лассны й руководитель долж ен уметь:
1.7.1. О бщ аться с детьми, признавая их достоинство, поним ая и приним ая их,
поощ ряя детскую активность, ответственность, подавая собственны й прим ер
деловитости и ответственности.
1.7.2. Э ф ф ективно управлять классом, с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, м отивируя их учебно-познавательную деятельность.
С тавить воспитательны е цели,
способствую щ ие развитию
учеников,
независим о от их происхож дения, способностей и характера, постоянно
искать педагогические пути их достиж ения.
1.7.3. У станавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со
ш кольны м уставом и правилам и поведения обучаю щ ихся.
1.7.4. О рганизовы вать воспитательное м ероприятие.
1.7.5. О казы вать всесторонню ю пом ощ ь и поддерж ку в организации ученических
органов сам оуправления.
1.7.6. О рганизовы вать и проводить родительское собрание.
1.7.7. П ользоваться
психолого-диагностическим и
тестам и,
анкетами,
опросникам и,
другим и
диагностическим и
м етодикам и
и
корректно
использовать их в воспитательной работе.
2. Ц е л ь и з а д а ч и д е я т е л ь н о с т и к л а с с н о г о р у к о в о д и т е л я .
2.1. Ц ель деятельности классного руководителя - создание условий для сам оразвития и
сам ореализации личности обучаю щ егося, его успеш ной социализации в общ естве.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
2.2.1. В оспитание и развитие качеств личности, отвечаю щ их требованиям
инф орм ационного общ ества, инновационной эконом ики, задачам построения
д ем ократического граж данского общ ества на основе толерантности, диалога
культур
и
уваж ения
м ногонационального,
поликультурного
и
поликонф ессионального состава российского общ ества.
2.2.2. Ф орм ирование и развитие классного коллектива.
2.2.3. С оздание благоприятны х психолого-педагогических условий для развития
личности, сам оуваж ения каж дого обучаю щ егося, сохранение неповторим ости
и раскры тия его потенциальны х способностей.
2.2.4. Ф орм ирование здорового образа жизни.
2.2.5. О рганизация
системы
отнош ений
через
разнообразны е
формы
воспиты ваю щ ей деятельности коллектива класса.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

2.2.6. Защ ита прав и интересов обучаю щ ихся.
2.2.7. О рганизация внеурочной работы с обучаю щ им ися в классе.
2.2.8. Г ум анизация отнош ений меж ду обучаю щ им ися и педагогическим и
работникам и.
2.2.9. Ф орм ирование у обучаю щ ихся см ы словы х и духовны х ориентиров.
2.2.10. О рганизация социально-значим ой, творческой деятельности обучаю щ ихся.
3. Ф у н к ц и и к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я .
О рганизационно-координирую щ ие:
3.1.1. О беспечение связи общ еобразовательного учреж дения с семьей.
3.1.2. У становление контактов с родителям и (ины м и законны м и представителям и)
обучаю щ ихся, оказание им пом ощ и в воспитании обучаю щ ихся (лично, через
педагога-психолога,
педагога
дополнительного
образования),
незам едлительное инф орм ирование адм инистрации о детях, прож иваю щ их по
тем или ины м причинам с родственникам и.
3.1.3. П роведение консультаций, бесед с родителям и (ины м и законны м и
представителям и) обучаю щ ихся.
3.1.4. О тслеж ивание и своеврем енное вы явление девиантны х проявлений в
развитии и поведении учащ ихся, осущ ествление необходим ой обоснованной
педагогической коррекции, инф орм ирование об этом администрации.
3.1.5. В заим одействие
с
педагогическим и
работникам и
по
организации
внеурочной деятельности.
3.1.6. О рганизация в классе образовательного процесса, оптим ального для
развития полож ительного потенциала личности обучаю щ ихся в рам ках
деятельности общ еш кольного коллектива.
3.1.7. О рганизация воспитательной работы с обучаю щ им ися через проведение
классны х часов, внеклассны х м ероприятий в различной форме.
3.1.8. С тим улирование и учет разнообразной деятельности обучаю щ ихся, в том
числе в системе д ополнительного образования.
3.1.9. В заим одействие с каж ды м обучаю щ им ся и коллективом класса в целом.
3.1.10. В овлекает в организацию воспитательного процесса в классе педагоговпредм етников, родителей учащ ихся, специалистов из других сфер (науки,
искусства, спорта, правоохранительны х органов и пр.)
3.1.11. В едение докум ентации (классны й ж урнал, личны е дела обучаю щ ихся, папка
классного руководителя, отчеты , индивидуальны е карты изучения личности
обучаю щ егося,
справки,
характеристики,
разработки
воспитательны х
м ероприятий, портф олио обучаю щ егося).
К ом м уникативны е:
3.2.1. Регулирование м еж личностны х отнош ений меж ду учащ имися.
3.2.2. У становление взаим одействия меж ду педагогическим и работникам и и
обучаю щ имися.
3.2.3. С одействие общ ем у благоприятном у психологическом у клим ату в
коллективе класса.
3.2.4. О казание пом ощ и обучаю щ им ся в ф орм ировании ком м уникативны х
качеств.
А налитико-прогностические:
3.3.1. Д иагностика и изучение индивидуальны х особенностей обучаю щ ихся и
динам ики их развития.
3.3.2. О пределение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольны е:
3.4.1. К онтроль за успеваем остью каж дого обучаю щ егося.

3.4.2. К онтроль за посещ аем остью учебны х занятий обучаю щ ихся,
работы учителей-предм етников, работаю щ их в классе, с целью
неуспеваем ости учащ ихся и оказания им своеврем енной пом ощ и
3.4.3. К онтроль за посещ аем остью внеурочной деятельности и
посещ енны х часов за год.
4. П р а в а

координация
недопущ ения
в учебе.
количеством

К лассны й руководитель вправе:
1. Знаком иться с реш ениям и руководства организации, касаю щ ихся его деятельности.
2. К лассны й руководитель им еет право на защ иту собственной чести, достоинства и
проф ессиональной репутации в случае несогласия с оценкам и его деятельности со
стороны адм инистрации ш колы, родителей, учащ ихся, других педагогов.
3.В ы носить на рассм отрение адм инистрации ш колы , педагогического совета, органов
ш кольного

сам оуправления,

родительского

ком итета

предлож ения,

инициативы ,

находящ иеся в его ком петенции, как от им ени классного коллектива, так и от своего
имени.
4.

П олучать

своеврем енную

м етодическую

и

организационно-педагогическую

пом ощ ь от руководства ш колы, а такж е органов сам оуправления.
5.

П риглаш ать

в

ш колу

родителей

(законны х

представителей)

учащ ихся

по

проблем ам , связанны м с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.
5. О т в е т с т в е н н о с т ь
В

установленном

законодательством

Р оссийской

Ф едерации

порядке

классны й

руководитель несет ответственность за:
1.1.1. Ж изнь и здоровье обучаю щ ихся во врем я образовательного процесса,
организацию изучения обучаю щ им ися правил по охране труда, дорож ного
движ ения, поведения в быту и т.п.
1.1.2. Н аруш ение прав и свобод обучаю щ ихся. П рим енение, в том числе
однократное, методов воспитания, связанны х с ф изическим или психическим
насилием над личностью обучаю щ егося, а такж е соверш ение иного
ам орального проступка учитель м ож ет бы ть освобож ден от заним аем ой
долж ности в соответствии о трудовы м законодательством и Законом
Р оссийской Ф едерации "Об образовании в Российской Ф едерации".
1.1.3. Н аруш ение вы полнения приказов "Об охране труда и соблю дении правил
техники безопасности" и "Об обеспечении пож арной безопасности".
1.1.4. Н еисполнение или ненадлеж ащ ее исполнение без уваж ительны х причин
У става и П равил внутреннего трудового распорядка ш колы, законны х
распоряж ений директора ш колы или ины х локальны х норм ативны х актов,
долж ностны х обязанностей установленны х настоящ ей инструкцией, учитель
несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовы м
законодательством .
6. О р г а н и з а ц и я р а б о т ы к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я
Р а б о т а к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я с т р о и т с я в с о о т в е т с т в и и с д а н н о й ц и к л о г р а м м о й :

К лассны й руководитель еж едневно:
определяет отсутствую щ их на занятиях и опоздавш их учащ ихся, вы ясняет причины их
отсутствия или опоздания, проводит проф илактическую работу по предупреж дению
опозданий и непосещ аем ости учебны х занятий;
организует и контролирует деж урство учащ ихся в классном кабинете;
организует различны е ф орм ы индивидуальной работы с учащ имися, в том числе в случае
возникновения девиации в их поведении;
ведение и учет пропусков в ж урнале (в том числе в системе ЕИ С);
контроль за внеш ним видом учащ ихся;
организация питания обучаю щ ихся

К лассны й руководитель еж ен ед ел ь н о :
проверяет ведение учащ им ися дневников с вы ставлением отм еток за неделю ;
проводит час классного руководителя (классны й час по расписанию ) в соответствии с
планом воспитательной работы ;
организует работу с родителям и (по ситуации);
проводит работу с учителям и-предм етникам и, работаю щ им и в классе (по ситуации);
анализирует состояние успеваем ости в классе в целом и у отдельны х учащ ихся;
организует работу с социальны м педагогом, психологом ( по ситуации)

К лассны й руководитель еж ем есячн о:
посещ ает уроки в своем классе;
реш ает хозяйственны е вопросы в классе;
организует заседание родительского ком итета класса;
организует работу классного актива;
предоставляет в учебную часть пропуски уроков обучаю щ ихся

К лассны й руководитель оди н р а з в ч е т в е р т ь :
оф орм ляет и заполняет классны й ж урнал по итогам четверти;
участвует в работе м етодического объединения классны х руководителей;
проводит анализ вы полнения плана воспитательной работы за четверть,
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
проводит родительское собрание;
проводит воспитательное м ероприятие в классе;
представляет в учебную часть отчет об успеваем ости учащ ихся класса за четверть;

К лассны й руководитель еж егодн о
оф орм ляет личны е дела учащ ихся, сверяет их с базой данных;
составляет план воспитательной работы в классе (папка классного руководителя);
проводит откры ты е м ероприятия (2 раза)
проводит с учащ им ися инструктаж и разной тем атики ;
изучает ж илищ но-бы товы е условия детей в своем классе;
организует деж урство класса по школе.
О б я з а н н о с т и к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я по о х р ан е т р у д а.
О перативно извещ ает адм инистрацию ш колы о каж дом несчастном случае, в день
происш ествия, приним ает м еры по оказанию первой доврачебной помощ и.
О беспечивает безопасное проведение учебно-воспитательного процесса, проводит
инструктаж во врем я внеклассны х м ероприятий (экскурсий, походов, спортивны х
соревнований, вечеров и т.д.) по правилам пож арной безопасности, дорож ного движ ения,
поведения на улице, воде и т.д. с регистрацией в специальном ж урнале, которы й хранится
у каж дого классного руководителя.
И н с т р у к т а ж и п р о в о д я т с я : на начало учебного года - вводны й инструктаж ; первичны й
инструктаж в течение первы х двух недель обучения; повторны й инструктаж в течение
первы х двух недель второго полугодия; внеплановы й инструктаж по поводу несчастны х
случаев; целевой инструктаж при вы ходе на каникулы , проведении экскурсий,
внеклассны х м ероприятии и др.
П равила заполнения ж урнала инструктаж ей строго соблю дать согласно к требованиям по
заполнению :
1.1. Д аты долж ны бы ть проставлены напротив каж дой ф ам илии ученика.
1.2. В граф е 2 проставляю тся ф ам илия и инициалы .
1.3. В ид инструктаж а указы вается напротив каж дой фамилии.
1.4. В граф е росписи учащ ихся не долж но бы ть пусты х мест.
1.5. П одпись инструктора ставится напротив каж дой фамилии.
1.6. К аж ды й инструктаж оф орм ляется отдельно.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».