М униципальное бюджетное общ еобразовательное учреждение
«Новорогачинская средняя школа»
РАССМ ОТРЕНО
протокол заседания
педагогического совета
№
/
от 2
£ . - 0 & . 2- q JS?
СОГЛАСОВАНО
Председатель
Управляющего Совета
JI.A. Кайсарова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
( должностная инструкция)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основе ФЗ «Об образовании в Российской
Ф едерации» № 273 от 21.12.2012 года; приказов М инистерства образования и науки
Российской Федерации: «Об утверждении методических рекомендаций об
осущ ествлении функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общ еобразовательных учреждений» № 21 от 03.02.2006 г., «Об
утверждении Ф ГОС НОО» №373 от 06.10.2009 г., «Об утверждении ФГОС ООО»
№ 1897 от 17.12.2010 года, «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дош кольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) № 544н
от 18.11.2013 года; распоряжения Правительства Российской Федерации«Об
утверж дении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года» от 29.05.2015; письма «Об организации внеурочной деятельности»
№ 03-296 от 12 .05.2011 года.
1.2. Ф ункции классного руководителя возлагаются на педагогического работника
учреждения приказом руководителя учреждения.
1.3. Во время отсутствия классного руководителя (отпуска, болезни) его обязанности
исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает
соответствующ ие права и несет ответственность за неисполнение или
ненадлежащ ие исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с
замещ ением.
1.4. Свою деятельность классный руководитель осущ ествляет в тесном контакте с
администрацией ш колы, органами ш кольного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и
общ еш кольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом,
педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.
1.5. Отчет о работе классного руководителя может быть заслуш ан на
административном совещании при директоре, заседании педагогического или
методического совета, заседании МО классных руководителей.
1.6. Классный руководитель должен знать:
1.6.1. Закон Российской Ф едерации «Об образовании в Российской Федерации» и
иные законы и нормативные правовые акты.
1.6.2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.6.3. Кодекс педагогической этики.
1.6.4. П роф ессиональны й стандарт педагога.
1.6.5. П риоритетны е направления развития образовательной системы Российской
Ф едерации, требования Ф ГО С нового поколения и реком ендации по их
реализации в общ еобразовательном учреж дении.
1.6.6. О сновы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
психологию отнош ений, индивидуальны е и возрастны е особенности детей и
подростков, возрастную ф изиологию , ш кольную гигиену.
1.6.7. Теорию и м етодику воспитательной работы, организации свободного
времени обучаю щ ихся;
общ ие подходы к организации внеурочной
деятельности, технологии диагностики причин конф ликтны х ситуаций, их
проф илактики и разреш ения.
1.6.8. М етоды и ф орм ы м ониторинга деятельности обучаю щ ихся.
1.6.9. М етоды установления контактов с обучаю щ им ися разного возраста и их
родителям и (лицам и, их зам еняю щ им и), коллегам и по работе, убеж дения,
аргум ентации своей позиции.
1.6.10. А дм инистративное, трудовое законодательство, правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреж дения; правила по охране труда
и пож арной безопасности.
1.7. К лассны й руководитель долж ен уметь:
1.7.1. О бщ аться с детьми, признавая их достоинство, поним ая и приним ая их,
поощ ряя детскую активность, ответственность, подавая собственны й прим ер
деловитости и ответственности.
1.7.2. Э ф ф ективно управлять классом, с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, м отивируя их учебно-познавательную деятельность.
С тавить воспитательны е цели,
способствую щ ие развитию
учеников,
независим о от их происхож дения, способностей и характера, постоянно
искать педагогические пути их достиж ения.
1.7.3. У станавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со
ш кольны м уставом и правилам и поведения обучаю щ ихся.
1.7.4. О рганизовы вать воспитательное м ероприятие.
1.7.5. О казы вать всесторонню ю пом ощ ь и поддерж ку в организации ученических
органов сам оуправления.
1.7.6. О рганизовы вать и проводить родительское собрание.
1.7.7. П ользоваться
психолого-диагностическим и
тестам и,
анкетами,
опросникам и,
другим и
диагностическим и
м етодикам и
и
корректно
использовать их в воспитательной работе.
2. Ц е л ь и з а д а ч и д е я т е л ь н о с т и к л а с с н о г о р у к о в о д и т е л я .
2.1. Ц ель деятельности классного руководителя - создание условий для сам оразвития и
сам ореализации личности обучаю щ егося, его успеш ной социализации в общ естве.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
2.2.1. В оспитание и развитие качеств личности, отвечаю щ их требованиям
инф орм ационного общ ества, инновационной эконом ики, задачам построения
д ем ократического граж данского общ ества на основе толерантности, диалога
культур
и
уваж ения
м ногонационального,
поликультурного
и
поликонф ессионального состава российского общ ества.
2.2.2. Ф орм ирование и развитие классного коллектива.
2.2.3. С оздание благоприятны х психолого-педагогических условий для развития
личности, сам оуваж ения каж дого обучаю щ егося, сохранение неповторим ости
и раскры тия его потенциальны х способностей.
2.2.4. Ф орм ирование здорового образа жизни.
2.2.5. О рганизация
системы
отнош ений
через
разнообразны е
формы
воспиты ваю щ ей деятельности коллектива класса.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
2.2.6. Защ ита прав и интересов обучаю щ ихся.
2.2.7. О рганизация внеурочной работы с обучаю щ им ися в классе.
2.2.8. Г ум анизация отнош ений меж ду обучаю щ им ися и педагогическим и
работникам и.
2.2.9. Ф орм ирование у обучаю щ ихся см ы словы х и духовны х ориентиров.
2.2.10. О рганизация социально-значим ой, творческой деятельности обучаю щ ихся.
3. Ф у н к ц и и к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я .
О рганизационно-координирую щ ие:
3.1.1. О беспечение связи общ еобразовательного учреж дения с семьей.
3.1.2. У становление контактов с родителям и (ины м и законны м и представителям и)
обучаю щ ихся, оказание им пом ощ и в воспитании обучаю щ ихся (лично, через
педагога-психолога,
педагога
дополнительного
образования),
незам едлительное инф орм ирование адм инистрации о детях, прож иваю щ их по
тем или ины м причинам с родственникам и.
3.1.3. П роведение консультаций, бесед с родителям и (ины м и законны м и
представителям и) обучаю щ ихся.
3.1.4. О тслеж ивание и своеврем енное вы явление девиантны х проявлений в
развитии и поведении учащ ихся, осущ ествление необходим ой обоснованной
педагогической коррекции, инф орм ирование об этом администрации.
3.1.5. В заим одействие
с
педагогическим и
работникам и
по
организации
внеурочной деятельности.
3.1.6. О рганизация в классе образовательного процесса, оптим ального для
развития полож ительного потенциала личности обучаю щ ихся в рам ках
деятельности общ еш кольного коллектива.
3.1.7. О рганизация воспитательной работы с обучаю щ им ися через проведение
классны х часов, внеклассны х м ероприятий в различной форме.
3.1.8. С тим улирование и учет разнообразной деятельности обучаю щ ихся, в том
числе в системе д ополнительного образования.
3.1.9. В заим одействие с каж ды м обучаю щ им ся и коллективом класса в целом.
3.1.10. В овлекает в организацию воспитательного процесса в классе педагоговпредм етников, родителей учащ ихся, специалистов из других сфер (науки,
искусства, спорта, правоохранительны х органов и пр.)
3.1.11. В едение докум ентации (классны й ж урнал, личны е дела обучаю щ ихся, папка
классного руководителя, отчеты , индивидуальны е карты изучения личности
обучаю щ егося,
справки,
характеристики,
разработки
воспитательны х
м ероприятий, портф олио обучаю щ егося).
К ом м уникативны е:
3.2.1. Регулирование м еж личностны х отнош ений меж ду учащ имися.
3.2.2. У становление взаим одействия меж ду педагогическим и работникам и и
обучаю щ имися.
3.2.3. С одействие общ ем у благоприятном у психологическом у клим ату в
коллективе класса.
3.2.4. О казание пом ощ и обучаю щ им ся в ф орм ировании ком м уникативны х
качеств.
А налитико-прогностические:
3.3.1. Д иагностика и изучение индивидуальны х особенностей обучаю щ ихся и
динам ики их развития.
3.3.2. О пределение состояния и перспектив развития коллектива класса.
Контрольны е:
3.4.1. К онтроль за успеваем остью каж дого обучаю щ егося.
3.4.2. К онтроль за посещ аем остью учебны х занятий обучаю щ ихся,
работы учителей-предм етников, работаю щ их в классе, с целью
неуспеваем ости учащ ихся и оказания им своеврем енной пом ощ и
3.4.3. К онтроль за посещ аем остью внеурочной деятельности и
посещ енны х часов за год.
4. П р а в а
координация
недопущ ения
в учебе.
количеством
К лассны й руководитель вправе:
1. Знаком иться с реш ениям и руководства организации, касаю щ ихся его деятельности.
2. К лассны й руководитель им еет право на защ иту собственной чести, достоинства и
проф ессиональной репутации в случае несогласия с оценкам и его деятельности со
стороны адм инистрации ш колы, родителей, учащ ихся, других педагогов.
3.В ы носить на рассм отрение адм инистрации ш колы , педагогического совета, органов
ш кольного
сам оуправления,
родительского
ком итета
предлож ения,
инициативы ,
находящ иеся в его ком петенции, как от им ени классного коллектива, так и от своего
имени.
4.
П олучать
своеврем енную
м етодическую
и
организационно-педагогическую
пом ощ ь от руководства ш колы, а такж е органов сам оуправления.
5.
П риглаш ать
в
ш колу
родителей
(законны х
представителей)
учащ ихся
по
проблем ам , связанны м с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.
5. О т в е т с т в е н н о с т ь
В
установленном
законодательством
Р оссийской
Ф едерации
порядке
классны й
руководитель несет ответственность за:
1.1.1. Ж изнь и здоровье обучаю щ ихся во врем я образовательного процесса,
организацию изучения обучаю щ им ися правил по охране труда, дорож ного
движ ения, поведения в быту и т.п.
1.1.2. Н аруш ение прав и свобод обучаю щ ихся. П рим енение, в том числе
однократное, методов воспитания, связанны х с ф изическим или психическим
насилием над личностью обучаю щ егося, а такж е соверш ение иного
ам орального проступка учитель м ож ет бы ть освобож ден от заним аем ой
долж ности в соответствии о трудовы м законодательством и Законом
Р оссийской Ф едерации "Об образовании в Российской Ф едерации".
1.1.3. Н аруш ение вы полнения приказов "Об охране труда и соблю дении правил
техники безопасности" и "Об обеспечении пож арной безопасности".
1.1.4. Н еисполнение или ненадлеж ащ ее исполнение без уваж ительны х причин
У става и П равил внутреннего трудового распорядка ш колы, законны х
распоряж ений директора ш колы или ины х локальны х норм ативны х актов,
долж ностны х обязанностей установленны х настоящ ей инструкцией, учитель
несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовы м
законодательством .
6. О р г а н и з а ц и я р а б о т ы к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я
Р а б о т а к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я с т р о и т с я в с о о т в е т с т в и и с д а н н о й ц и к л о г р а м м о й :
К лассны й руководитель еж едневно:
определяет отсутствую щ их на занятиях и опоздавш их учащ ихся, вы ясняет причины их
отсутствия или опоздания, проводит проф илактическую работу по предупреж дению
опозданий и непосещ аем ости учебны х занятий;
организует и контролирует деж урство учащ ихся в классном кабинете;
организует различны е ф орм ы индивидуальной работы с учащ имися, в том числе в случае
возникновения девиации в их поведении;
ведение и учет пропусков в ж урнале (в том числе в системе ЕИ С);
контроль за внеш ним видом учащ ихся;
организация питания обучаю щ ихся
К лассны й руководитель еж ен ед ел ь н о :
проверяет ведение учащ им ися дневников с вы ставлением отм еток за неделю ;
проводит час классного руководителя (классны й час по расписанию ) в соответствии с
планом воспитательной работы ;
организует работу с родителям и (по ситуации);
проводит работу с учителям и-предм етникам и, работаю щ им и в классе (по ситуации);
анализирует состояние успеваем ости в классе в целом и у отдельны х учащ ихся;
организует работу с социальны м педагогом, психологом ( по ситуации)
К лассны й руководитель еж ем есячн о:
посещ ает уроки в своем классе;
реш ает хозяйственны е вопросы в классе;
организует заседание родительского ком итета класса;
организует работу классного актива;
предоставляет в учебную часть пропуски уроков обучаю щ ихся
К лассны й руководитель оди н р а з в ч е т в е р т ь :
оф орм ляет и заполняет классны й ж урнал по итогам четверти;
участвует в работе м етодического объединения классны х руководителей;
проводит анализ вы полнения плана воспитательной работы за четверть,
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
проводит родительское собрание;
проводит воспитательное м ероприятие в классе;
представляет в учебную часть отчет об успеваем ости учащ ихся класса за четверть;
К лассны й руководитель еж егодн о
оф орм ляет личны е дела учащ ихся, сверяет их с базой данных;
составляет план воспитательной работы в классе (папка классного руководителя);
проводит откры ты е м ероприятия (2 раза)
проводит с учащ им ися инструктаж и разной тем атики ;
изучает ж илищ но-бы товы е условия детей в своем классе;
организует деж урство класса по школе.
О б я з а н н о с т и к л а с с н о го р у к о в о д и т е л я по о х р ан е т р у д а.
О перативно извещ ает адм инистрацию ш колы о каж дом несчастном случае, в день
происш ествия, приним ает м еры по оказанию первой доврачебной помощ и.
О беспечивает безопасное проведение учебно-воспитательного процесса, проводит
инструктаж во врем я внеклассны х м ероприятий (экскурсий, походов, спортивны х
соревнований, вечеров и т.д.) по правилам пож арной безопасности, дорож ного движ ения,
поведения на улице, воде и т.д. с регистрацией в специальном ж урнале, которы й хранится
у каж дого классного руководителя.
И н с т р у к т а ж и п р о в о д я т с я : на начало учебного года - вводны й инструктаж ; первичны й
инструктаж в течение первы х двух недель обучения; повторны й инструктаж в течение
первы х двух недель второго полугодия; внеплановы й инструктаж по поводу несчастны х
случаев; целевой инструктаж при вы ходе на каникулы , проведении экскурсий,
внеклассны х м ероприятии и др.
П равила заполнения ж урнала инструктаж ей строго соблю дать согласно к требованиям по
заполнению :
1.1. Д аты долж ны бы ть проставлены напротив каж дой ф ам илии ученика.
1.2. В граф е 2 проставляю тся ф ам илия и инициалы .
1.3. В ид инструктаж а указы вается напротив каж дой фамилии.
1.4. В граф е росписи учащ ихся не долж но бы ть пусты х мест.
1.5. П одпись инструктора ставится напротив каж дой фамилии.
1.6. К аж ды й инструктаж оф орм ляется отдельно.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)